Шановні друзі!
26 та 31 грудня магазин працюватиме до 16 години. 1 та 2 січня магазин працювати не буде.
Вітаємо всіх з Різдвом та Новим Роком!
Мобільна версія Форум Arduino Документація Гарантійні умови 0 0
UA RU
Графік роботи магазину:
Пн-Пт: 8.00 - 19.00
Сб: 10.00 - 17.00
Нд: вихідний
Каталог
Напиши статтю і отримай знижку!

СИМ-СИМ, ОТКРОЙСЯ!

2015-12-22

Всі статті →

Александр Чечин

Кто не знает этого старинного заклинания для открывания дверей? Им пользовались еще во времена легендарного Али-Бабы. Стоя у заветной двери, достаточно произнести эти слова и … и все сокровища достанутся вам. Хотя, как работала та древняя система открывания дверей в пещеру разбойников, все уже забыли.

Сегодня мы попробуем создать свою, оригинальную, систему для ограничения доступа куда-либо. Ее можно поставить на крышку сундучка, сейфа или, как в старые времена, прикрепить ее к двери пещеры – если конечно она у вас есть.

Для начала соберем одну интересную экспериментальную схему. За основу возьмем плату Arduino UNO, а секретный код доступа будем вводить при помощи старинного дискового номеронабирателя от телефона. Это механическое устройство выдает электрические импульсы, число которых равняется выбранной на диске цифре.

Интернет "рассказывает", что в средине номеронабирателя имеются два контакта. Один при вращении диска все время размыкается и замыкается – это тот, который отвечает за импульсы. А второй, его называют шунтирующий, – замыкается при начале вращения и размыкается после остановки диска. В телефонах он предотвращал неприятные щелчки в трубке, а мы будем по нему определять момент начала ввода новой цифры кода.

У большинства номеронабирателей три провода подключения: красный – общий, желтый – импульсы, синий – шунтирующий. Если цвет проводов отличается, или их число больше трех, разобраться с работой контактов вам поможет обычный тестер или светодиод с батарейкой.

Собираем схему:

В программе нужно обязательно учесть дребезг механических контактов. Дабы упростить текст и не заниматься "изобретением велосипеда", применим известную библиотеку для борьбы с дребезгом – bounce. Ссылка на библиотеку:

http://arduino.cc/playground/uploads/Code/Bounce.zip

Стандартные значения задержки при объявлении экземпляров наших контактов-кнопок (num и flag) можно оставить без изменений.

//красный, желтый, синий - через R=10k к земле

#include <Bounce.h>

int tmp;

int disk_k1 = 2; //контакт импульсов номеронабирателя - желтый

int disk_k2 = 3; //шунт, контакт сигнала начала ввода - синий

Bounce num = Bounce(disk_k1, 5);

Bounce flag = Bounce(disk_k2, 5);

byte count = 0;

void setup() {

pinMode(disk_k1, INPUT);

pinMode(disk_k2, INPUT);

Serial.begin(9600);

}

void loop() {

if ( num.update() ) {

if (num.read() == HIGH) {

count++;

}

}

if ( flag.update() ) {

if (flag.read() == HIGH) {

count=0;

}

else

Serial.println(count+1);

}

}

Убедимся, что скетч выдает цифры с номеронабирателя в последовательный порт. Это должно выглядеть так:

Когда диск освоен и все проблемы решены, можно браться за саму систему.

Секретный код ограничим шестью цифрами. В программе запишем их в массив, а при вводе будем сравнивать каждую поступающую с диска цифру с соответствующей цифрой из этого массива. Если совпадение кода полное (6 совпадений из 6 возможных) – нажимаем на кнопку и открываем замок, если нет – замок не откроется. Все просто.

Силовым элементом в схеме будет сервопривод, именно он будет тянуть за задвижку или поворачивать замок. Но без индикации вводимых цифр система будет сложна в использовании, нужно чтобы наш Али-Баба видел каждую цифру, да и кнопку "Открыть" немешало-бы внести в схему.

Тут проще всего воспользоваться готовым LCD keypad shield. На нем есть экран и несколько кнопок. Например, таким:

Кнопку Select назначим ответственной за открывание. Однако собирать схему еще рано, шилд требует небольшой подготовки, ведь на нем отсутствуют контакты для подключения устройств. Вооружимся паяльником и 40-пиновым коннектором.

Аккуратно, кусачками, выкусим из коннектора три фрагмента на 7, 6 и 5 пинов. Надфилем подравняем пластмассовые края, исковерканные кусачками, и запаяем коннекторы на соответствующие места. Рекомендую пользоваться жидким флюсом, сгодится любой пассивный, но лучше взять нечто типа легендарного ЛТИ-120.

Семипиновый фрагмент ставим сверху, над LCD. Там находятся выводы свободных цифровых портов: D0, D1, D2, D3, D11, D12, D13 (нумерация, естественно, справа налево).

Шестипиновый - впаиваем снизу, на выводы питания, а пяти – на место аналоговых портов.

Теперь шилд к бою готов.

И еще одна важная мелочь! Сервопривод может потреблять достаточно серьезный ток, особенно если его реально нагрузить замком или задвижкой. Поэтому просто необходимо сделать ему независимую от Arduino цепь питания. Опять обратимся к готовым решениям и воспользуемся модулем питания для макетной платы. Он удобен и прост в работе.

Выходы питания модуля продублированы с двух сторон платы. Ряд "Земля" (-) отмечен прямоугольником и надписью GND.

Теперь все. Собираем схему:

Пишем скетч:

//красный - общий Vcc, желтый и синий, через R=10k притянуты к земле

#include <Bounce.h>

#include <Wire.h>

#include <LiquidCrystal.h>

#include <Servo.h>

LiquidCrystal lcd(8, 9, 4, 5, 6, 7 );

byte disk_pin1 = 2; //контакт импульсов номеронабирателя - желтый

byte disk_pin2 = 3; //контакт сигнала начала ввода - синий

byte enter_button = 0; //кнопка для открытия объекта - A0

byte count = 1; //счетчик импульсов

byte enter_cod[6]={0, 0, 0, 0, 0, 0}; //массив для введенного кода из 6 цифр

byte confidential_cod[6]={3, 2, 2, 2, 2, 3}; //массив для хранения секретного кода

byte i=0; //номер элемента в массиве

int val; //значение прочитанное с А0

byte key=0; //счетчик совпадений

Bounce num = Bounce(disk_pin1, 5); //объекты класса Bounce

Bounce flag = Bounce(disk_pin2, 5);

Servo lock_servo;

void setup() {

pinMode(disk_pin1, INPUT); //подключаем входы

pinMode(disk_pin2, INPUT);

lcd.begin(16, 2); //подключаем LCD

lcd.home(); lcd.clear();

lcd.print("Sim-Sim");

lcd.setCursor(0, 1);

lock_servo.attach(11);

lock_servo.write(0);

//Serial.begin(9600);

}

void loop() {

if (num.update()) //если пошли импульсы

if (num.read() == HIGH) count++; //начинаем их суммировать

if (flag.update()) //если диск вновь начал крутится

if (flag.read() == HIGH) //и контакт замкнулся

count=1; //сбрасываем старое показание счетчика

else { //иначе - диск остановился (контакт разомкнулся)

count=(count==10)?0:count; //если было 10 импульсов, то это цифра 0

enter_cod[i]=count; //записываем цифру в массив

lcd.setCursor(i, 1);

lcd.print(count); //печатаем текущую цифру

i=(i == 5)?0:i+1; //если массив заполнен - начинаем сначала, иначе - увеличиваем i

}

//пытаемся открыть нажатием кнопки Select

val=analogRead(enter_button);

if ((val > 600) && (val < 800)){

for(byte k=0; k<=5; k++) //проверяем каждую цифру

if(enter_cod[k] == confidential_cod[k]) key++;

if (key==6) { //если было 6 совпадений

lcd.setCursor(9, 0);

lcd.print("OPEN ");

lock_servo.write(90); //открываем

}

else {

lcd.setCursor(9, 0);

lcd.print("NO OPEN");

if (lock_servo.read() > 0) //если открывалось, то

lock_servo.write(0); //закрываем

}

key=0;

}

}

Текст максимально комментирован и, я думаю, не требует пояснения. Маловероятно, но возможно, что ваш шилд с LCD имеет другие номера контактов, при объявлении экземпляра класса LiquidCrystal. Вот эта строчка:

LiquidCrystal lcd(8, 9, 4, 5, 6, 7 );

Тогда нужно вписать в скобки свои значения. И еще одна "тонкая" настройка - это секретный код, хранящийся в массиве confidential_cod. В скетче введен легендарный номер телефона 322-223. Можете изменить его на свой…J

Собранный прототип системы выглядит вот так:

Для подключения номеронабирателя к макетной плате я использовал тройной пружинный коннектор, хотя, можно взять и винтовой.

Включаем, набираем произвольный номер:

"Пробуем" открыть, нажимаем Select.

Хм.. понятное дело. В коде-то - ошибка. Вводим заветное - 322223 и опять жмем Select:

Теперь все ОК, серво повернул свой вал и СИМ-СИМ ОТКРЫЛСЯ

Вот и все.

Ваша оцінка статті:

Відмінно
Добре
Задовільно
Погано
Дуже погано

Загальна оцінка:

Оцінка "СИМ-СИМ, ОТКРОЙСЯ!"
5 з 5
зроблена на основі 1 оцінки 1 клієнтських відгуку.

Дякуємо Вам за звернення! Ваш відгук з'явиться після модерації адміністратором.
ps007
20.04.2023 15:45:41
круто
оплата картами Visa і MasterCard