Каталог
|
Птица на черешне2021-08-19 Всі статті →Поедание ранней черешни, очень сладкой и крупной нашими пернатыми друзьями, удручает наших садоводов-любителей. Чего они только не делают чтобы спасти ранний урожай этой прекрасной ягоды, изготавливают чучела, газовые пушки, трещотки, сетки и многое другое, о чём свидетельствуют многочисленные публикации их опыта в интернете. Я также предпринял попытку внести свой скромный вклад в великую борьбу с пернатыми воришками нашего урожая. Предисловие. Смотри, смотри, крикнул Николаевич, показывая пальцем из беседки обвитой виноградной лозой в сторону плодовых деревьев. Я посмотрел и увидел огромную черешню верхушку которой обсадили серые птицы вполовину меньше взрослой вороны. Одни сидели и клевали зрелую чёрно-сизую ягоду и мне показалось, что они чувствовали себя хозяевами не только этого дерева но и всего, что окружало их. Николаевич выбежал из беседки, подбежал к кабелю лежавшему под зелёной виноградной крышей, поднял его. В его руках оказалась небольшая чёрная кнопка, он нажал её, раздался грохот и треск, в ветвях черешни, похожий на пулемётную стрельбу. Птицы моментально взлетели серым облаком и исчезли в голубом пространстве. - Вот это да! – Только оставалось произнести мне с удивлением вглядываясь в зелёную листву черешни, надеясь увидеть что-то наподобие пулемёта. Подойдя к дереву, Николаевич показал мне свой «пулемёт» Рис. 1, Рис. 2. «Пулемёт» Николаевича
Рис. 1 Рис. 2
На мой вопрос, почему полу вырез дефектный в верхней части, см.Рис.2, был дан ответ, что шарик при вращении разбивает метал полу выреза банки и требуется усиление данного элемента дополнительным куском металла. Теребя мочку правого уха Николаевич задумчиво произнёс: - Есть одна проблема в этой системе - постоянное наблюдение, что сложно. Если бы она автоматически запускалась. Ты можешь что-то сварганить ? - Техническое совещание. После небольшого технического совещания за стаканом домашнего виноградного вина договорились: 1. Прибор «Выгоняем Пернатых Воришек» (ВПВ) должен находиться во включённом состоянии в светлое время суток, ночью отключается, либо находится в состоянии ожидания команды на выполнение задания. 2. Питание прибора от сети ~220 В. Для обеспечения низковольтным питанием внутренних устройств ВПВ должен служить индивидуальный блок питания с гальваническим разделением от ~220 вольт. 3. Время включения (импульс на подачу питания на трещотку) ВПВ должно находится в диапазоне от 1 сек до 15 сек. Время паузы (отсутствия импульса питания на трещотку) должно находится в диапазоне от 1 мин до 15 мин. 4. Вольтаж импульса подаваемого на трещотку ~220В. 5. Программирование длительностей импульса/паузы – независимо друг от друга посредством кнопок на лицевой панели ВПВ и управляющей схемы внутри прибора. 6. При подаче питания ВПВ находится в режиме ожидания задания формируемого кнопками MIN++ (инкремент минуты) и SEK++ (инкремент секунды) на лицевой панели ВПВ. 7. Состояние задания фиксируется светодиодами расположенными на лицевой панели ВПВ. 8. По окончании формирования задания и нажатия кнопки «Пуск» начинается выполнение задания с паузы, сопровождаемой миганием светодиода «MIG» с периодом в 1 сек. 9. По окончании паузы мигание светодиода «Пауза» прекращается и выдаётся команда на включение трещотки на время запрограммированного в задании. 10. Для редактирования задания служит кнопка RS при нажатии которой происходит сброс задания и ВПВ входит в режим «Ожидания». 11. ВПВ работает в циклическом режиме, пауза/ипульс/…пауза/ипульс… до выключения питания или нажатия кнопки RS. 12. При нажатии кнопки «Ручной Пуск Трещотки» (RPT) включается трещотка на время определяемого временем нажатия на кнопку. При отпускании RPT ВПВ входит в заранее заданный циклический режим. Описание работы ВПВ. На Рис. 3 показана установка ВПВ в беседке дачи. Красные 4-е светодиода отображают задание длительности паузы в минутах. Кнопка М++ производит инкремент кода минут при единичном нажатии М++. Старший разряд кода обозначен как М3, младший М0. Справа жёлтые 4-е светодиода отображают задание длительности импульса в секундах. Кнопка S++ производит инкремент кода секунд при единичном нажатии кнопки S++. Старший разряд кода обозначен как S3, младший S0. При нажатии кнопки PSK, расположенной посредине между M++ и S++, выдаётся команда на выполнение задания. Задание начинается с паузы, подтверждаемое миганием светодиода MIG. При нажатии на кнопку RPT, расположенной под кнопкой PSK, производится ручной пуск трещотки. Обнуление задания производится кнопкой RS, расположенной под кнопкой RPT посредине краткой инструкции пользователя . Внизу лицевой панели расположена краткая инструкция и пример формирования задания. Силовые кабели питания (~220В) и подачи напряжения на трещотку («Трещет.») внизу панели. Рис. 3 Структурная схема ВПВ. На Рис. 4 представлена структурная схема ВПВ для защиты для 2-х деревьев. При подаче питания ~220В через Ш1-1 и Ш1-2 через предохранитель 5А напряжение попадает на автономный блок питания +5В для схемы управления. Подача напряжения для трещотки используется фаза с предохранителем Ш1.3 идущая напрямую а ноль подходит к высоковольтному ключу. Схема управления воздействует на силовой ключ открывая/закрывая его в режиме пауза/импульс. При открытом ключе напряжение поступает на 2 двигателя заставляя их работать и создавать мощное звуковое поле пугающее пернатых воришек. Рис. 4 Принципиальная схема ВПВ. На Рис. 5 принципиальная схема ВПВ. Рис. 5 Ввиду отсутствия измерений аналоговых величин был выбран контроллер Attiny2313. Пять кнопок KN1? KN5 обеспечивают связь пользователя с ВПВ. 1. KN1 – однократное нажатие обеспечивает импульс с дребезгом по переднему и заднему фронту нулевого уровня +S, увеличивая значение некоторой переменной – задание секунд. 2. KN2 – однократное нажатие обеспечивает импульс с дребезгом по переднему и заднему фронту нулевого уровня +M, увеличивая значение некоторой переменной – задание минут. 3. KN3 – однократное нажатие обеспечивает импульс с дребезгом по переднему и заднему фронту нулевого уровня PSK – пуск на выполнение задания. 4. KN4 – однократное нажатие обеспечивает импульс с дребезгом по переднему и заднему фронту нулевого уровня RPT – ручной пуск трещотки. 5. KN5 – однократное нажатие обеспечивает импульс с дребезгом по переднему и заднему фронту нулевого уровня RS – системный сброс микроконтроллера (МК), вход в режим ожидания действий пользователя. 6. D9 с ограничительным резистором R14 обеспечивает пользователя мигающим сигналом MIG говорящим о том что трещотка выключена. Примечание 1: Дребезг кнопок устраняется программной процедурой ликвидации дребезга (ПЛД). Неправильная ПЛД или её отсутствие порождает несколько импульсов вместо одного, что приводит к непредсказуемому изменению переменных, и делает невозможным отладку устройства. Жёлтые светодиоды с ограничительными резисторами отображают набранные пользователем секунды длительности включения трещотки, красные светодиоды с ограничительными резисторами отображают набранные пользователем минуты длительности выключения трещотки. МК и его обвязку обеспечивает стабилизированным питанием +5В блок БП220/5 на базе адаптера для телефона, вернее его платой вмонтированной в корпус ВПВ. Для прошивки МК используется колодка SH с необходимым перечнем сигналов интерфейса SPI обеспечиваемого платой STK500 и программным обеспечением AVR Studio 4. За управление трещоткой отвечает узел с элементами: 1. Сигнала WK 2. Резисторов R10?R13 3. Транзистора Т1 4. Микросхемы MOC3061 5. Симистора Т2 ТС112-10 Положительный уровень WK открывает транзистор Т1 обеспечивая протекание тока по цепи VC, R10, D10, внутренний светодиод MOC3061. Последний излучает фотоны падающие на затвор внутреннего фото-симистора, подготавливая его включение. Детектор нуля переменного напряжения ~220В поступающего на анод фото-симистора открывает его на несколько микросекунд, в момент прохождения волны через ноль, обеспечивая прохождение мощного импульса на управляющий электрод через весьма малое по мощности и величине в 200 Ом SMD-резистор. Микросхема MOC3061 обеспечивает гальваническое разделение силовой части и управляющей, что делает схему безопасной для эксплуатации, блокирует проникновение сильной помехи от работающего двигателя в управляющие цепи МК. ВПВ изнутри. На Рис.6 ВПВ изнутри. Рис.6 Печатная плата ВПВ. Рис.7 Программа /******************************************************* Автор Владимир Шишмаков Date : 10.06.2021 Chip type : ATtiny2313 AVR Core Clock frequency: 4,000000 MHz Memory model : Tiny External RAM size : 0 Data Stack size : 32 *******************************************************/ #include <tiny2313.h> #include <delay.h> #define t1 delay_ms(50); int sec=0,zad_sec=0,zad_min=0; interrupt [TIM0_COMPA] void timer0_compa_isr(void){} // Timer1 output compare A interrupt service routine interrupt [TIM1_COMPA] void timer1_compa_isr(void) { sec++; } #pragma used+ void Form_Zadania(void) { while (PIND.4){ while (!PINA.0){t1 if(PINA.0) {zad_sec++; PORTB=(zad_sec | zad_min<<4);}}//длительность импульса while (!PIND.3){t1 if(PIND.3){zad_min++;PORTB = (zad_min<<4 | zad_sec);}}//длительность паузы } } void Mig(void) { PORTD.1=0; delay_ms(500); PORTD.1=1; delay_ms(500); } #pragma used- void main(void) { DDRB=0xFF;PORTB=0;//светодиодная секция DDRA.0=0;PORTA.0=1;//кнопка +S - добавление секунд DDRD.3=0;PORTD.3=1;//кнопка +M - добавление минут DDRD.4=0;PORTD.4=1;//кнопка PSK - готовность задания импульс & пауза DDRD.2=0;PORTD.2=1;//кнопка RPT DDRD.1=1;PORTD.1=1;//Mig_RPT - мигание при нажатии кнопки RPT, выдача команды WK DDRA.1=1;PORTA.1=0;//Управление симистором // Timer/Counter 1 initialization // Clock source: System Clock // Clock value: 3,906 kHz // Mode: CTC top=OCR1A // OC1A output: Disconnected // OC1B output: Disconnected // Noise Canceler: Off // Input Capture on Rising Edge // Timer Period: 0,256 ms // Timer1 Overflow Interrupt: Off // Input Capture Interrupt: Off // Compare A Match Interrupt: On // Compare B Match Interrupt: Off TCCR1A=(0<<COM1A1) | (0<<COM1A0) | (0<<COM1B1) | (0<<COM1B0) | (0<<WGM11) | (0<<WGM10); TCCR1B=(0<<ICNC1) | (1<<ICES1) | (0<<WGM13) | (1<<WGM12) | (1<<CS12) | (0<<CS11) | (1<<CS10); TCNT1H=0x00; TCNT1L=0x00; ICR1H=0x00; ICR1L=0x00; OCR1AH=0x0F; OCR1AL=0x42; OCR1BH=0x00; OCR1BL=0x00; // Timer(s)/Counter(s) Interrupt(s) initialization TIMSK=(0<<TOIE1) | (1<<OCIE1A) | (0<<OCIE1B) | (0<<ICIE1) | (0<<OCIE0B) | (0<<TOIE0) | (1<<OCIE0A); #asm("sei") Form_Zadania(); sec=0; while(1) { while(zad_min*60-sec) { PORTA.1=0; Mig(); while(!PIND.2) PORTA.1=1; PORTA.1=0; } sec=0; while(zad_sec-sec)PORTA.1=1; sec=0; } } Автор Владимир Шишмаков, Кузнецовск, июль 2021г.
Дякуємо Вам за звернення! Ваш відгук з'явиться після модерації адміністратором.
Triaton
21.04.2022 11:46:05
Цікаво, чи змогли птахи пристосуватися до алгоритму роботи відлякувача і їсти черешні у паузах між тріщанням? )))
Сергей
28.01.2022 19:46:00
Здорово, просто и актуально.
Олександр
14.11.2021 09:03:10
Материал завораживающий!Жаль, вот чертежей ящика не приводиться, а без них в серию на Авианте не запустить...
скептик
11.09.2021 09:53:42
текст изумил ..... буквально из пушки по воробьям .... пайка, и электроника и софт - с такими знаниями и умениями можно иметь кроме зарплаты ведро черешни ежедневно - а автор птичек гоняет ради пол ведра ягод за год. ОЧЕНЬ жаль что нет ни Союза ни реального капитализма и наши Сикорские занимаются фигнёй или уезжают
Михайло
25.08.2021 00:41:47
Ще б придумати, якийсь датчик, щоб ловити присутність пташки на дереві...
|